Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 37 г. Гомеля

г. Гомель, ул. 8-я Иногородняя, 6а
тел. 31-14-36

Поиск информации
Наши достижения

PreviousNext


"Жизнь каждого учащегося должна быть интересна, радостна, трудна и успешна, причем успешна уже сегодня!"

ГПД

Карточка — ориентир для воспитателей

(2- 4 классы)

Знакомство с оперативной информацией по школе

По классному  журналу  проверить   посещаемость  учащихся,  узнать   о поведении школьников, настроении, самочувствии,  о характере задания на самоподготовку. На основе полученных сведений внести поправки в план работы на день.

 

Приём детей

Индивидуальные беседы с детьми. Выяснить, с каким настроением пришли дети в группу продленного дня.

 

Прогулка

Цель: закреплять знания о культуре поведения в природе, учить детей видеть красоту окружающего мира, природы, бережно к ней относиться, способствовать развитию потребности в получении новых знаний о природе Беларуси.

 

Обед

Цель: развить навыки самообслуживания, закреплять навыки культуры поведения за столом, воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания, следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований, вызывать чувство уважения и благодарности к труду поваров и других работников столовой.

 

Самоподготовка

Цель: закреплять   навыки      самостоятельной      работы, формировать положительное    отношение    к    учителю,    воспитывать    организованность, собранность, дисциплинированность, ответственность, прилежание.

Спортивный час

Цель: развитие   быстроты   реакции,   внимания,   навыков   ориентирования   в пространстве, в метании, беге, прыжках, ловле и передаче мяча и т.д.

 

Занятие по интересам

Цель: воспитывать   детей в духе   национальной гордости, формировать национальные черты белорусов: терпение, трудолюбие, гражданственность, дисциплинированность, формировать чувство любви и уважения к Родине, воспитывать экологическую культуру, формировать здоровый образ жизни, развивать эстетический вкус.

Уход детей домой

 

 

Карточка — ориентир

(1 класс)

Знакомство с оперативной информацией по школе

По классному  журналу  проверить   посещаемость  учащихся,  узнать   о поведении школьников, настроении, самочувствии,  о характере задания на самоподготовку. На основе полученных сведений внести поправки в план работы на день.

 

Приём детей

Индивидуальные беседы с детьми. Выяснить, с каким настроением пришли дети в группу продленного дня.

 

Прогулка

Цель: закреплять знания о культуре поведения в природе, учить детей видеть красоту окружающего мира, природы, бережно к ней относиться, способствовать развитию потребности в получении новых знаний о природе Беларуси.

 

Обед

Цель: развить навыки самообслуживания, закреплять навыки культуры поведения за столом, воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания, следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований, вызывать чувство уважения и благодарности к труду поваров и других работников столовой.

 

Сон

Цель: обеспечить отдых детей во время тихого часа.

Спортивный час

Цель: развитие   быстроты   реакции,   внимания,   навыков   ориентирования   в пространстве, в метании, беге, прыжках, ловле и передаче мяча и т.д.

 

Занятие по интересам

Цель: воспитывать   детей в духе   национальной гордости, формировать национальные черты белорусов: терпение, трудолюбие, гражданственность, дисциплинированность, формировать чувство любви и уважения к Родине, воспитывать экологическую культуру, формировать здоровый образ жизни, развивать эстетический вкус.

Уход детей домой

 

 


 

Организация работы воспитателя ГПД

ПРИЁМ ГРУППЫ

1.   Проверка санитарного состояния помещения и воздушно-теплового режима.

2.   Уточнение информации об отсутствующих уча­щихся.

3.   Индивидуальное собеседование с учителями о самочувствии, поведении и успехах детей в первую половину дня.

4.   Ознакомление с просьбами детей и родителей.

5.   Сообщение учащимся плана работы на день (корректировка его при необходимости).

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

1.   Организация дежурства в столовой.

2.   Проведение этических бесед.

3.   Создание условий для выполнения учащимися гигиенических правил при посещении столо­вой.

4.   Привитие учащимся правил культурного пове­дения в столовой при приёме пищи и после его окончания.

ПРОГУЛКА НА ВОЗДУХЕ

1.   Организация проветривания помещений во время прогулки детей.

2. Привитие учащимся навыков самообслуживания при подготовке к прогулке и после её заверше­ния. При необходимости организация сушки одежды и обуви.

3.   Знакомство учащихся с планом отдыха на све­жем воздухе.

4.   Распределение заданий и обязанностей детей во время прогулки.

5.   Повторение правил безопасного поведения на улице.

6.   Организация активного отдыха учащихся.

7.   Наблюдение за самочувствием детей.

8.   Подведение итогов прогулки на свежем воз­духе.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ИНТЕРЕСАМ, СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

1.   Сообщение темы, цели и плана занятия.

2.   Повторение правил безопасного поведения во время занятия.

3.   Организация активного участия детей в прово­димом мероприятии.

4.  Рефлексия проведённого занятия. Анализ дея­тельности учащихся в ходе проведения меро­приятия. Оценка их активности.

 

САМОПОДГОТОВКА

1.   Обеспечение проветривания помещения до самоподготовки.

2.   Осуществление контроля за освещением по­мещения.

3.   Обеспечение выполнения образовательных и воспитательных функций самоподготовки.

4.  Организация размещения учащихся с учётом их уровней обучаемости и работоспособности, подготовка рабочих мест.

5.  Обеспечение группы продлённого дня наглядны­ми пособиями и дидактическим материалом, не­обходимыми для организации самоподготовки.

6.   Подготовка на доске информации о домашнем задании для учащихся каждого класса.

7.   Установление последовательности выполнения домашнего задания.

8. Формирование у учащихся мотивации на само­стоятельный труд, обеспечение самостоятель­ного, серьёзного и делового отношения учащих­ся к выполнению домашнего задания.

9.    Актуализация изученного на уроке материала, необходимого для выполнения домашнего за­дания.

10.  Привитие учащимся навыков самоконтроля, уме­ний чётко и аккуратно выполнять задания.

11.  Привитие учащимся умений поддерживать по­рядок на рабочем месте.

12.  Формирование правильной осанки учащихся при выполнении письменных и устных заданий.

13.  Организация контроля за деятельностью уча­щихся (контроль воспитателя, взаимопомощь).

14.  Своевременное оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

15.  Своевременное проведение физкультминуток.

16.  Формирование у учащихся умений осуществлять самоконтроль, взаимопроверку и самооценку.

17.  Подведение итогов самоподготовки.

18. Осуществление проверки качества выполнения домашних заданий учениками, качественная оценка (оценочное суждение) работ каждого ученика.

19.  Информирование учителей класса, родителей о ходе и результатах самоподготовки.

 

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ

1.   Организация наведения порядка в группе прод­лённого дня.

2.   Назначение дежурных на следующий день.

3.   Сообщение плана работы на следующий день.

4.   Осуществление контроля за состоянием смен­ной одежды учащихся и принятие мер по её своевременной смене.

5.   Привитие учащимся бережного отношения к одежде, привычки содержать одежду в порядке.

6.   Проследить  в  гардеробе  за  одеванием детей.  Обеспечить  бережное отношение к верхней одежде во время

переодевания.

 

Инструкция по технике безопасности

при работе с учащимися в ГПД


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Нужно открыть кабинет, включить свет (при необхо­димости), проветрить кабинет, опустить стулья.

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РА­БОТЫ

Воспитатель группы продлённого дня должен:

1) встречать детей в кабинете;

2) находиться вместе с детьми на протяжении всего времени функционирования группы;

3) иметь переносную аптечку;

4) обеспечивать соблюдение санитарно - гигиени­ческих норм и культуры питания в столовой;

5) не позволять учащимся разговаривать во время еды;

6) приучать учащихся правильно пользоваться столовыми приборами, не играть ими;

7) следить за тем, чтобы дети, спускаясь по лест­нице, держались за перила;

8) проводить с соблюдением правил безопасности подвижные игры в спортзале или рекреации;

9) планировать прогулки (игры, работу на участке, экскурсии);

10) проводить прогулки на свежем воздухе только на территории школы, не допуская игр и лазания в районе мусоросборника, забора, ступенек шко­лы, столовой, запасных выходов;

11) перед прогулкой проверять безопасность пло­щадки и обеспечивать её чистоту (от камней, металлического лома, веток, брёвен, сучьев, бытового мусора и других предметов, которые могут создать травмоопасную ситуацию);

12) организовывать подвижные и ролевые игры детей на воздухе, не допуская беспорядочного бега на площадке;

13) не позволять детям лазить по деревьям, за­борам, без присмотра лазить по спортивным

снарядам, бегать с палками и другими острыми предметами;

14) в зимнее время организовывать игры детей, ис­ключающие травмы на льду, от сосулек, ледышек, снежков (катание на санках и лыжах не допу­скается);

15) следить за порядком возвращения детей в школу, проверять количество детей перед и после про­гулки по списку.

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Воспитатель группы продлённого дня должен:

1) остановить занятия;

2) сообщить администрации школы об аварийной ситуации;

3) при необходимости оказать доврачебную по­мощь и вызвать «скорую помощь».

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

1.  За учениками, посещающими ГПД, приходят только родители;

2. Если ученика забирают старшие братья или сестры, необходимо заявление от родителей (разрешение), которое сдаётся заместителю директора, курирующему работу группы прод­лённого дня;

3. Если ребёнок уходит домой один, необходимо заявление от родителей, в котором указывается время ухода ребёнка; заявление сдаётся заме­стителю директора;

4. Воспитатель ГПД должен иметь список учащихся, которых забирают старшие братья, сестры или другие родственники, с указанием последних, а также список детей, которые уходят сами, с указанием времени ухода.

 

Виды воспитательной деятельности

в группе продленного дня

Существует несколько видов воспитывающей деятельности.

Внеклассная познавательная деятельность осуществляется в ходе проведения познаватель­ных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.

Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является фор­мирование отношений к труду: желания трудить­ся, убеждения в том, что трудиться необходимо.

Участвуя в самообслуживании, общественно-полезном труде, изготовлении игрушек, поделок, дети формируются как труженики, умеющие за­ботиться об окружающих людях, природе, шко­ле, своем коллективе.

Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспи­тание у детей отношения к прекрас­ному. Занятия музыкой, танцами, ри­сованием, лепкой обогащают внутрен­ний мир детей, помогают им полнее реализовать себя, свои представления о красоте.

Физкультурно-спортивная деятельность формирует отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни. Умелая организация физкультурно-спортивной деятельности украшает жизнь детского кол­лектива веселыми подвижными играм», гимнас­тическими и ритмическими, спортивными праз­дниками, эстафетами.

Социально-ориентационная деятельность, в процес­се которой у детей формируется отношение к об­ществу, Родине, своему народу, его традициям, языку, к природе, к себе как гражданину. Дети знакомятся с общественным устройством своей страны, ее государственным строем, символикой, узнают о своих правах. Именно в этой деятель­ности происходит социализация личности.

Придя в школу, младшие школьники приоб­ретают новую социальную роль ученика, кото­рая приводит к расширению круга общения, при­обретению и овладению конкретными правила­ми для ее осуществления. Далее социальные роли детей углубляются и расширяются. Они становятся не только учениками школы, но и гражданами города, страны, мира. Участие в социально-ориентационной деятельности помогает школьнику реализовать эти углубляющие роле­вые позиции.

Ценностно-ориентировочная деятельность. Ее своеобразие в том, что она но­сит развитой характер, присутствуя и в учебной, и в трудовой, и в свободном общении. Высказывая свои оценки, аргументируя педагогические требования, мотивируя деятельность детей, мы привлекаем их внимание к ценностям общества. Назначение данной деятельности в том, чтобы формировать отношение к общечеловеческим ценностям, ориентировать детей на эти ценнос­ти. Разнообразные формы ценностно-ориенти­ровочной деятельности дают эмоционально окрашенную информацию о высших ценностях.

Познавательная деятельность

Работа с книгой в группе продленного дня имеет особое значение. В ней учитываются воз­растные и индивидуальные особенности.

Можно рекомендовать целый ряд форм при­влечения учеников к чтению:

• чтение вслух школьниками в группе;

• чтение воспитателем;

• чтение про cебя;

• тематическая беседа;

• рассматривание иллюстраций к литератур­ным произведениям;

• импровизация отрывков из художественных произведений;

• посещение, библиотеки с доступом к книжным полкам;

• проведение литературных игр и др.

Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятель­ности в учении, труде, игре, в общественно-полез­ной работе ив процессе взаимоотношений с ок­ружающими людьми.

При подготовке к проведению этических бе­сед необходимо знать, какие нравственные представления дети уже имеют. И в результа­те было выяснено, что дети первого класса могут самостоятельно дифференциро­вать хорошие и плохие поступки. Ребятам да­вались картинки, где, были, изображены различ­ные поступки их сверстников, и они без труда могли определить, кто поступает хорошо, а кто плохо. Следовательно, дети умеют самостоятельно выделять нравственную сторону как главную в поступке и взаимоотношениях людей в простых случаях. Это умение по отношению к более сложным случаям приходит постепенно, не сразу. И задача воспитателя состоит в том, чтобы подбирать (напри­мер, при чтении, в этических беседах и т.д.) различные по содержанию ситуаций и посте­пенно усложнять характер их обсуждения с учащимися, обучая их умению давать правильную нравственную оценку происходящему. Среди нравственных представлений наиболее полные и разнообразные — о товариществе. Школьники указывают, что товарищ должен быть добрым, честным, щедрым, уступчивым, верным в дружбе, не жадным.

Сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит в процессе обучения, по­вседневной жизни и деятельности детей и в спе­циально запланированных  беседах.

Трудовая деятельность


Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные ка­чества. Правильно организованный труд уча­щихся способствует укреплению здоровья, по­вышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим группы продленного дня.
Эффективность воспитательной работы во мно­гом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности. Особое значение в группе продленного дня при­дается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Воспитатель старается прививать де­тям необходимые в жизни навыки самообслу­живания, приемы ручной работы с различными материалами.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель его — вос­питывать у детей хозяйскую заботу о нуждах коллектива своей семьи, стремление поддерживать чистоту, и порядок в школе, классе. Необходимо приучать детей к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию вещей на свои места, уборке на своем столе.

В процессе труда у детей воспитывается чувство бережного, ответственного отношения к природе.


Физкультурно-оздоровительная деятельность

Физкультурно-оздоровительная работа в ре­жиме школы с группами продленного дня скла­дывается из таких видов, как гимнастика до за­нятий, физкультурные минуты на общеобразова­тельных уроках, спортивный час на открытом  воздухе, игры на переменах, игры и развлечения на прогулках.

На спортивном часе, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных заняти­ях физическими упражнениями, обогащение де­тей знаниями подвижных игр и эстафет, форми­рование у них умения организованно играть в коллективе сверстников.

Спортивный час может быть очень разнооб­разным, но обязательно доступным возрастным особенностям и возможностям детей. К доступ­ным можно отнести следующие виды движений:

• ходьба обычная и с различными движени­ями рук, ног, туловища;

• бег медленный и быстрый;

• прыжки на одной ноге и на двух, прыжки через скакалку;

• бросание и ловля мячей больших и малых;

• упражнения с предметами: с мячами, обру­чами, со скакалками;

• упражнения для рук, ног, головы;
• подвижные игры с построениями, с бегом, прыжками;    
•  в эстафеты с ходьбой, бегом,  прыжками, ме­танием;

• спортивные эстафеты.

Спортивный час способствует лучшему ус­воению и закреплению двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт и в целом со­вершенствует моторное развитие младших школьников. Проводимые подвижные игры и эстафеты, несущие в себе большой эмоциональ­ный заряд, способствуют более быстрому и пол­ному переключению детей на другой вид дея­тельности, а следовательно, и более полному отдыху.

Самостоятельные игры детей и спортивные развлечения в парах, небольших группах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности де­тей к различным двигательным действиям, спо­собствуют дальнейшему их отдыху.

 

Социально-ориентационная деятельность

 Сущность ее в том, что она помогает детям ориентироваться в жизни общества. Участвуя в социально-ориентационной деятельности, дети узнают о жизни страны, ее государственном строе, ее символах, о своих правах. Но это не все. Ведь главное слово в этом сочетании - деятельность. Дети, с их огромной активностью и неуемной энергией, не должны лишь пассивно воспринимать и усваивать общественно-политические и экономические знания. Они хотят действовать. Тем более, что в этом возрасте ведущими становятся общественно-моральные мотивы, обостряется интерес к  миру взрослых, желание действовать как взрослые.

Развитие  ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с миром, в момент напряжения физических и духовных сил. Поэтому другим направлением указанной деятельности является общественно полезная деятельность, основное назначение которой — труд на пользу общества, людей, коллектива. Она находится на стыке трудовой и общественной деятельности. К ним относятся трудовые операции "Забота», «Радость людям", "Наша школа", "Наши пернатые друзья", цветок", "Салют ветеранам", "Чистый учебник" и др., экскурсии на предприятия, где работают родители; шефская работа; участие детей в деятельности по уходу за зелеными насаждениями по украшению земли, по благоустройству территории школы, дома, улицы; акты милосердия и т.д.

Богатый материал для ознакомления с жизнью общества, с делами сверстников дает чтение детских газет и журналов, основное назначение этой работы — дать информацию об общественных событиях, событиях культурной жизни, сформировать интерес к происходящему в мире, расширить кругозор детей за счет более широкого охвата современного состояния общества. В школе накоплен интересный опыт ознакомления детей с пе­риодической печатью. Это устный журнал, пресс-турнир, тур­нир стран и континентов, презентация (реклама) газет и жур­налов, "В гостях у газеты (журнала)", "По страницам газет и журналов" и др.

Сегодня все начинают осознавать, что необходимо возрож­дение национального духа в сознании детей. Надо помочь детям узнать прошлое, то, что было зачеркнуто или забыто. Им нуж­ны дела и события, позволяющие понять себя самих, найти то, что нас всех объединяет и делает народом. Надо помочь детям вспомнить, увидеть все значительные символы памяти, располо­женные на землях, где они живут, где стоит школа. Здесь уместны формы групповой работы, знакомящие с национальными тради­циями, культурой, духовными ценностями русского народа.

Современное состояние природы, ухудшение жизни людей, ужасающая экологическая обстановка диктуют необходимость организации познавательной и практической деятельности детей в природе как средства экологического воспитания. В процессе этой деятельности мы формируем у детей целостное представление о природном и социальном окружении как среде жизни челове­ка, воспитываем эстетическое и нравственное отношение к при­роде, умение вести себя в природе.

Непременным условием организации подобной деятельнос­ти будет активное участие детей в практической заботе о приро­де, в решении местных экологических проблем, в наведении чис­тоты и порядка в окружающей среде (дворе, подъезде, улице, школе).

Таким образом, все виды социально-ориентационной дея­тельности направлены на формирование отношения к обществу, Родине, природе, человеку как высшей ценности на земле.

Практика современной школы богата разнообразием яр­ких форм рассматриваемой деятельности. Все они призваны концентрировать внимание детей на социальном значении происходящего, высвечивая социально-культурную ценность конкретных объектов мира, формируя умения взаи­модействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

К формам социально-ориентационной деятельности мож­но отнести социально-гуманистические операции: "Радость людям", "Милосердие", "Салют, Победа!", "Забота", "Сюрп­риз ветеранам", "Память сердца"; праздники: "День Консти­туции", "С чего начинается Родина", "Вечорки", "День рож­дения страны" и др.; беседы о правах ребенка, о национальных традициях и обычаях; коллективные творческие дела: "Стра­ницы истории родного края", "Новогодний калейдоскоп", "Цве­тик-семицветик", "Войди в природу другом", "Поиск наруши­телей законов природы"; деловые игры: "Бартер и торговля", "День самоуправления", "Экономический блиц-турнир" и др.

 

 

Ценностно-ориентировочная деятельность

Одной из труднейших задач воспитания является форми­рование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ори­ентиров, таких, как Истина, Добро, Красота, нравственные ценности: любовь к близким, терпимость, справедливость и многие другие. Воспитание отношения к этим ценностям и со­ставляет сущность ценностно-ориентировочной деятельности. Организуя данную деятельность, мы ориентируем детей преж­де всего на гуманистические ценности.

Ценностно-ориентировочная деятельность затрагивает рациональную и эмоциональную стороны отношения: воздей­ствует на разум и возбуждает чувства, непосредственные эмо­циональные состояния. Ценности приобретают не только об­щественный, по и личностный смысл.

Ценностно-ориентировочная деятельность носит разли­той характер: она присутствует и в учебной деятельности, и в общественной, и в свободном общении, и в других видах дея­тельности. Ее назначение — создавать определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать внутреннюю по­зицию личности по отношению к высшим ценностям. Отсюда ее содержанием будут наивысшие ценности общества: чело­век, труд, красота, Родина, истина и т.д.

Разнообразные формы ценностно-ориентировочной деятель­ности дают эмоционально окрашенную информацию о высших ценностях. Информация может содержать элементы диалога, дис­куссии, наталкивать на собственные размышления о сути ценно­стей. Формы практической деятельности (операция "Сувенир", "Праздник школы", "Праздник семьи", "Праздник урожая", со­здание книги "Кто я?", "Путешествие по городу Добрых волшеб­ников" и др.) помогают вычленить объект отношения, встать на сторону добра, ориентируясь на социально ценные отношения.

Ценностно-ориентировочная деятельность присутствует различным образом во всех групповых делах через оценки.Аргументация педагогических требований, раскрытие смысла и ценности норм этики обращена к достоинству уче­ника и направлена на осознание того, что действия и поступ­ки детей небезразличны для других людей, что человек — выcшая ценность, что требования педагога — не каприз, не прихоть, а естественная необходимость. Например, дисциплина — это ус­ловие достижения наилучших результатов деятельности; плохая работа — это неуважение к самому себе, к своему труду; культура поведения, речи, общения - средство создания в классе теплой дружеской атмосферы, в которой легко учиться и работать.

Ценностно-ориентировочная деятельность присутствует там, где обсуждение в группе успешности работы и течения жизни производятся с позиции Добра, Истины, Красоты.

Ценностно-ориентировочная деятельность дает возмож­ность ребенку взглянуть на самого себя, на своих товарищей, свою семью, объективно оценить свои взаимоотношения с ок­ружающими.

Ценностно-ориентировочная деятельность прежде всего обращена к личности ребенка, его достоинству. Ребенок дол­жен чувствовать персональное внимание к себе, то внимание, когда его объединяют со старшими, уважают, относятся как к равному, как к личности.

Новая педагогическая позиция отношения к личности школьника как субъекту жизни вывела педагогическую прак­тику на ряд простых форм групповой деятельности, которые позволяют развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как чер­ты личности.

 

 

Занятия по интересам

в условиях группы продленного дня

 Немаловажными составляющими распорядка группы явля­ются ежедневные занятия по интересам (работа кружков, за­нятия хора, театральной, изостудии и др.). Возможна организа­ция и более результативной, более сложной в методическом отношении формы внеклассной воспитательной работы — клуба.

Клуб предоставляет младшим школьникам насыщенное и разнообразное взаимодействие, позволяет удовлетворять широ­кие многогранные интересы детей, объединяя их в разнообраз­ных секциях: «В мире книг», «Наша Радзіма — Беларусь», «Моя родословная», «Мы и природа», «Школа вежливых наук», «Я и другие», «Путешествие в Страну знаний» и др. Свободная досуговая деятельность в клубе организуется в форме празд­ников, вечеров игр и развлечений, проведения коллективных творческих дел (далее — КТД). Поле общих познавательных интересов школьников в клубе значительно расширяется, посте­пенно стираются границы между детьми с различным уровнем успеваемости, что ведет к обогащению взаимоотношений.

Своеобразной единицей, «частицей» клубной жизни является клубный час, который нельзя рассматривать вне системы клуб­ной деятельности, в противном случае он превращается в обыч­ное занятие кружка. Распространенные недостатки в организа­ции клубного часа — бессистемность, формализованная обста­новка его проведения, случайность в выборе содержания, одно­образие деятельности школьников, ограниченное общение детей друг с другом и воспитателем.

Клубный час проводится ежедневно и включает в себя разно­образные виды деятельности.

Основными требованиями, которым должен отвечать клубный час, чтобы в полной мере реализовать задачи воспитания и разви­тия личности младших школьников, являются следующие:

• содержание клубного часа должно отличаться новизной, необычностью, привлекательностью для детей, вызывать у них энтузиазм, активность, стремление побыстрее взяться за увле­кательное дело;

• клубные часы должны быть своеобразной школой самовос­питания младших школьников, их познания самих себя и окру­жающих людей;

• клубный час предполагает свободное общение, личностно-значимое, творческое взаимодействие детей друг с другом, воспи­тателем и теми взрослыми, которые принимают участие в клуб­ном занятии, что способствует воспитанию у младших школьни­ков отношений дружбы и товарищества, навыков сотрудничества и культуры общения.

 

 


 

Методические рекомендации

по организации прогулки

в распорядке дня группы продленного дня

Прогулкаэто педагогически организованная форма актив­ного отдыха детей на свежем воздухе. Она решает прежде всего задачи оздоровления детей, восстановления их умственной ра­ботоспособности, а также расширения кругозора, развития позна­вательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимо­отношений, экологического, эстетического воспитания младших школьников. При этом добавим, что, безусловно, оздоровительная задача прогулки является ведущей, определяющей, но она реали­зуется всегда в сочетании с разнообразными проявлениями позна­вательной, художественной, социальной деятельности младших школьников и не только в подвижных и спортивных играх, но и в свободном общении детей, в их творчестве. Именно на про­гулке создается уникальная по своим воспитательным возмож­ностям ситуация реальной связи опыта детей с жизнью в раз­личных ее проявлениях.

Если взять за основу типологии прогулок ведущую деятель­ность, в рамках которой в данной прогулке решаются оздоро­вительные, воспитательные и развивающие задачи, можно выде­лить следующие их виды:

1. Спортивная прогулка, во время которой дети играют в спортивные игры, проводятся спортивные соревнования.

2. Прогулка-наблюдениеосновное содержание связано с целенаправленными наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место ее проведения — школьный сад, бли­жайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы.

3. Прогулка-практикум, которая используется для закреп­ления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам улич­ного движения.

4. Прогулка-задание, содержание которой определяется зада­чами общественной жизни школы или планами клубной работы группы продленного дня. Задание дети получают в виде путевки, например, от экологического штаба школы или от совета дела своего клуба. Они могут быть адресованы всем одновременно или каждой микрогруппе отдельно.

5. Прогулка-экскурсия, назначение которой — ознакомить младших школьников с историей своего города, района, дости­жениями в науке, искусстве. Но здесь главное — не само созер­цание достопримечательного объекта, а разговор с детьми, чтобы они проявили познавательный интерес к событиям, судьбам людей, пережили особую атмосферу места, прочувствовали их нравственно-патриотическое содержание и значение.

6. Прогулка-поход, где можно было бы создать ситуации неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины,

Методические рекомендации

по организации экскурсии

в распорядке дня группы продленного дня

 

Продленный день создает благоприятные условия для ре­гулярного проведения экскурсий.

Экскурсии бывают многоцеле­вые и одноцелевые или комплексные, т.е. входе их решаются либо одна, либо несколько задач. Знания, сообщаемые на эк­скурсии, носят, как правило, природоведческий и обществовед­ческий характер.

Экскурсия — общеразвивающее занятие в группе продлен­ного дня, составная часть системы занятий на открытом возду­хе. Длится она от 2 до 2,5 часа.

Отличительные особенности этой формы воспитания — показ и объяснение наблюдаемого объекта, движение по избранному маршруту, познавательная, двигательная и досуговая деятель­ность школьников.

Цель экскурсии: с одной стороны, обеспечить отдых и вос­становить умственную работоспособность детей; с другой — не­навязчиво организовать их познавательную деятельность.

Общие задачи экскурсионных занятий следующие:

  • ? сформировать общественно ценное отношение к активной досуговой деятельности, служащей духовному и физическому обогащению личности;
  • ? развить социально значимые потребности заполнять свое свободное время разнообразными экскурсиями;
  • ? воспитать общие способности использовать экскурсию для всестороннего и гармонического развития личности.

Решая эти задачи при организации экскурсии, следует учитывать ряд требований:

1. Двигательная деятельность детей должна быть домини­рующей. Основу ее составляет ходьба. Игровая и трудовая деятельность заполняет кратковременные паузы на останов­ках.

2. Экскурсия не должна вызывать переутомления учащихся.

3. Необходимо разнообразить маршрут, объект, содержание, источник информации.

4. Содержание экскурсии следует обогащать кратковре­менными беседами на нравственные темы, побуждая детей к высказываниям.

5. Каждая экскурсия посвящается объяснению одного-двух понятий, вокруг которых группируется сообщаемая инфор­мация.

6. К организации и проведению экскурсии нужно активно привлекать самих учащихся, поручать им различные роли по обеспечению порядка.

Воспитатель сообщает тему, цель, маршрут экскурсии, рас­пределяет обязанности между школьниками, проверяет их одежду, обувь, оценивает соответствие их сезону и погоде, пре­дупреждает о соблюдении осторожности на некоторых этапах маршрута.

Иногда бывает полезно прервать экскурсию на короткое время, собрать воспитанников и дополнительно разъяснить свои требования.

Завершая экскурсию, воспитатель предлагает им прове­рить чистоту одежды и обуви. Кратко подводя итоги, воспита­тель дает оценку поведения детей.

Особенность этих занятий состоит в том, что они проходят на воздухе. При ненастной погоде экскурсия может быть пре­рвана или сокращена. В зависимости от настроения группы воспитателю порой целесообразно изменить содержание деятельности учащихся. Ему важно сохранить бодрое и радостное настроение воспитанников. Импровизированные развлечения и забавы помогают в этом.

Для учащихся первых — четвертых классов необходимо под­готовить четкие программы экскурсий, предусматривающие последовательное и систематическое расширение кругозора школьников. Экскурсия как бы вводит детей в жизнь. Эта форма предъявляет воспитателю повышенные требования. Ему нужно тщательно подбирать материалы, быть готовым к ответу на самые неожиданные вопросы. Желательно, чтобы к про­ведению экскурсий, особенно на предприятия, привлекались местные специалисты.

Готовясь к экскурсии, воспитатель должен удачно избрать ее объект.

Особое внимание воспитатель уделяет маршруту. Нельзя допускать, чтобы экскурсии проходили по одним и тем же мес­там.

Протяженность маршрутов зависит от возраста воспитанников. В начальных классах расстояние колеблется от 2 до 3 км, в подростковых — до 5 км. Кольцевые маршруты имеют преиму­щество перед радиальными. Движение по радиальному мар­шруту больше утомляет учеников.

Воспитатель составляет план экскурсионной работы, кото­рый включает схему объектов и маршрутов экскурсий с учетом возраста детей.

Необходимо менять источник информации, с тем чтобы при­дать новизну занятию. С этой целью можно привлекать роди­телей, других взрослых, старшеклассников и самих детей к ор­ганизации экскурсии. Общение с различными людьми расши­ряет знания о жизни окружающих людей, возбуждает любо­пытство и уважение к ним, повышает их авторитет в глазах школьников.

На изучение климатических особенностей родного края це­лесообразно запланировать в I—IV классах три экскурсии в год. Осенью, зимой, весной учащиеся наблюдают одни и те же объекты, отмечают изменения в растительном, животном мире, на водоемах, в почве. Сопоставляя факты, впечатления, они приобретают знания о местных климатических особенностях, о приспособлении человека к изменяющимся природным ус­ловиям.

В процессе каждой природоведческой экскурсии формирует­ся бережное отношение к окружающей природной среде. При показе и объяснении различных явлений целесообразно применять средства топографии. Понимание топографических знаков обогащает школьников знаниями прикладного характера.

Важное  значение для  познавательной  деятельности  детей имеют обществоведческие экскурсии. Они  раскрывают трудовую деятельность людей, живущих в данной местности. Воспи­татели используют эти занятия для углубленной профориентационной работы с детьми, для психологической и нравственной их подготовки к труду. Темы обществоведческих экскурсий мо­гут быть следующими: «Объекты труда людей в родном краю», «Процессы и специализация труда людей», «Материальные результаты труда», «Труд людей по благоустройству», «Творчество  людей»,  «Общественная  деятельность  людей»,   «Трудовые  боевые традиции родного края».

Экскурсионная деятельность ценна тем,  что  во время нее можно  собрать  материалы  различного  назначения:   раздаточный материал для уроков, краеведческого уголка  или музея, образцы  местных полезных ископаемых,  горных пород,  почв, растительные образцы для гербариев, насекомых для коллекций. Аналогичным образом идет сбор материалов, раскрывающих экономику и историю родного края. Экспонаты, собранные учениками, передаются музею.


 

Распорядок дня в группе продленного дня

Воспитательное пространство группы продленного дня пред­полагает особый распорядок и разные формы и методы воспита­тельного взаимодействия с ребенком.

Распорядок группы продленного дня должен предусмат­ривать определенную продолжительность и чередование различ­ных видов деятельности младших школьников: учение и спор­тивные занятия, прогулки и художественную деятельность, прием пищи и самообслуживание.

Распорядок дня группы продленного дня в целом и его от­дельные структурные компоненты (гигиенические моменты, учебная деятельность, прогулки, занятия по интересам, труд, спорт и др.) должны соответствовать санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям и рационально использоваться в течение дня. Распорядок групп продленного дня рассматри­вается педагогическим (методическим) советом, согласуется с родительским комитетом и утверждается директором школы (руководителем дошкольного учреждения).

 

Гигиенические требования

к распорядку дня группы продленного дня

Важным условием эффективной деятельности является раци­ональное построение распорядка дня в группе продленного дня.

Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарно-гигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам:

• помещение должно быть проветриваемым в соответствии с графиком проветривания, включая обязательное сквозное про­ветривание;

•  должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр;

• у каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены;

• дети должны находиться на воздухе не менее 2 часов;

• спортивные занятия должны быть не менее 45 минут (для I класса — 35 минут);

• приготовление домашнего задания: для учащихся II клас­сов — не более одного часа, для учащихся III—IV классов — не более полутора часов, для учащихся I класса домашнее зада­ние не предусмотрено;

• перерывы между занятиями 10—15 минут;

• в перерывы включать физкультминутки и упражнения корригирующей гимнастики;

• мебель должна соответствовать росту детей.


 


 

Детскийправовой сайт Академия последипломного образованияГомельский городской исполнительный комитет