Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 37 г. Гомеля

г. Гомель, ул. 8-я Иногородняя, 6а
тел. 31-14-36

Поиск информации
Наши достижения

PreviousNext


"Жизнь каждого учащегося должна быть интересна, радостна, трудна и успешна, причем успешна уже сегодня!"

Виды воспитательной деятельности

в группе продленного дня

Существует несколько видов воспитывающей деятельности.

Внеклассная познавательная деятельность осуществляется в ходе проведения познаватель­ных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.

Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является фор­мирование отношений к труду: желания трудить­ся, убеждения в том, что трудиться необходимо.

Участвуя в самообслуживании, общественно-полезном труде, изготовлении игрушек, поделок, дети формируются как труженики, умеющие за­ботиться об окружающих людях, природе, шко­ле, своем коллективе.

Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспи­тание у детей отношения к прекрас­ному. Занятия музыкой, танцами, ри­сованием, лепкой обогащают внутрен­ний мир детей, помогают им полнее реализовать себя, свои представления о красоте.

Физкультурно-спортивная деятельность формирует отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни. Умелая организация физкультурно-спортивной деятельности украшает жизнь детского кол­лектива веселыми подвижными играм», гимнас­тическими и ритмическими, спортивными праз­дниками, эстафетами.

Социально-ориентационная деятельность, в процес­се которой у детей формируется отношение к об­ществу, Родине, своему народу, его традициям, языку, к природе, к себе как гражданину. Дети знакомятся с общественным устройством своей страны, ее государственным строем, символикой, узнают о своих правах. Именно в этой деятель­ности происходит социализация личности.

Придя в школу, младшие школьники приоб­ретают новую социальную роль ученика, кото­рая приводит к расширению круга общения, при­обретению и овладению конкретными правила­ми для ее осуществления. Далее социальные роли детей углубляются и расширяются. Они становятся не только учениками школы, но и гражданами города, страны, мира. Участие в социально-ориентационной деятельности помогает школьнику реализовать эти углубляющие роле­вые позиции.

Ценностно-ориентировочная деятельность. Ее своеобразие в том, что она но­сит развитой характер, присутствуя и в учебной, и в трудовой, и в свободном общении. Высказывая свои оценки, аргументируя педагогические требования, мотивируя деятельность детей, мы привлекаем их внимание к ценностям общества. Назначение данной деятельности в том, чтобы формировать отношение к общечеловеческим ценностям, ориентировать детей на эти ценнос­ти. Разнообразные формы ценностно-ориенти­ровочной деятельности дают эмоционально окрашенную информацию о высших ценностях.

Познавательная деятельность

Работа с книгой в группе продленного дня имеет особое значение. В ней учитываются воз­растные и индивидуальные особенности.

Можно рекомендовать целый ряд форм при­влечения учеников к чтению:

• чтение вслух школьниками в группе;

• чтение воспитателем;

• чтение про cебя;

• тематическая беседа;

• рассматривание иллюстраций к литератур­ным произведениям;

• импровизация отрывков из художественных произведений;

• посещение, библиотеки с доступом к книжным полкам;

• проведение литературных игр и др.

Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятель­ности в учении, труде, игре, в общественно-полез­ной работе ив процессе взаимоотношений с ок­ружающими людьми.

При подготовке к проведению этических бе­сед необходимо знать, какие нравственные представления дети уже имеют. И в результа­те было выяснено, что дети первого класса могут самостоятельно дифференциро­вать хорошие и плохие поступки. Ребятам да­вались картинки, где, были, изображены различ­ные поступки их сверстников, и они без труда могли определить, кто поступает хорошо, а кто плохо. Следовательно, дети умеют самостоятельно выделять нравственную сторону как главную в поступке и взаимоотношениях людей в простых случаях. Это умение по отношению к более сложным случаям приходит постепенно, не сразу. И задача воспитателя состоит в том, чтобы подбирать (напри­мер, при чтении, в этических беседах и т.д.) различные по содержанию ситуаций и посте­пенно усложнять характер их обсуждения с учащимися, обучая их умению давать правильную нравственную оценку происходящему. Среди нравственных представлений наиболее полные и разнообразные — о товариществе. Школьники указывают, что товарищ должен быть добрым, честным, щедрым, уступчивым, верным в дружбе, не жадным.

Сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит в процессе обучения, по­вседневной жизни и деятельности детей и в спе­циально запланированных  беседах.

Трудовая деятельность


Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные ка­чества. Правильно организованный труд уча­щихся способствует укреплению здоровья, по­вышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим группы продленного дня.
Эффективность воспитательной работы во мно­гом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности. Особое значение в группе продленного дня при­дается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Воспитатель старается прививать де­тям необходимые в жизни навыки самообслу­живания, приемы ручной работы с различными материалами.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель его — вос­питывать у детей хозяйскую заботу о нуждах коллектива своей семьи, стремление поддерживать чистоту, и порядок в школе, классе. Необходимо приучать детей к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию вещей на свои места, уборке на своем столе.

В процессе труда у детей воспитывается чувство бережного, ответственного отношения к природе.


Физкультурно-оздоровительная деятельность

Физкультурно-оздоровительная работа в ре­жиме школы с группами продленного дня скла­дывается из таких видов, как гимнастика до за­нятий, физкультурные минуты на общеобразова­тельных уроках, спортивный час на открытом  воздухе, игры на переменах, игры и развлечения на прогулках.

На спортивном часе, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных заняти­ях физическими упражнениями, обогащение де­тей знаниями подвижных игр и эстафет, форми­рование у них умения организованно играть в коллективе сверстников.

Спортивный час может быть очень разнооб­разным, но обязательно доступным возрастным особенностям и возможностям детей. К доступ­ным можно отнести следующие виды движений:

• ходьба обычная и с различными движени­ями рук, ног, туловища;

• бег медленный и быстрый;

• прыжки на одной ноге и на двух, прыжки через скакалку;

• бросание и ловля мячей больших и малых;

• упражнения с предметами: с мячами, обру­чами, со скакалками;

• упражнения для рук, ног, головы;
• подвижные игры с построениями, с бегом, прыжками;    
•  в эстафеты с ходьбой, бегом,  прыжками, ме­танием;

• спортивные эстафеты.

Спортивный час способствует лучшему ус­воению и закреплению двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт и в целом со­вершенствует моторное развитие младших школьников. Проводимые подвижные игры и эстафеты, несущие в себе большой эмоциональ­ный заряд, способствуют более быстрому и пол­ному переключению детей на другой вид дея­тельности, а следовательно, и более полному отдыху.

Самостоятельные игры детей и спортивные развлечения в парах, небольших группах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности де­тей к различным двигательным действиям, спо­собствуют дальнейшему их отдыху.

 

Социально-ориентационная деятельность

 Сущность ее в том, что она помогает детям ориентироваться в жизни общества. Участвуя в социально-ориентационной деятельности, дети узнают о жизни страны, ее государственном строе, ее символах, о своих правах. Но это не все. Ведь главное слово в этом сочетании - деятельность. Дети, с их огромной активностью и неуемной энергией, не должны лишь пассивно воспринимать и усваивать общественно-политические и экономические знания. Они хотят действовать. Тем более, что в этом возрасте ведущими становятся общественно-моральные мотивы, обостряется интерес к  миру взрослых, желание действовать как взрослые.

Развитие  ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с миром, в момент напряжения физических и духовных сил. Поэтому другим направлением указанной деятельности является общественно полезная деятельность, основное назначение которой — труд на пользу общества, людей, коллектива. Она находится на стыке трудовой и общественной деятельности. К ним относятся трудовые операции "Забота», «Радость людям", "Наша школа", "Наши пернатые друзья", цветок", "Салют ветеранам", "Чистый учебник" и др., экскурсии на предприятия, где работают родители; шефская работа; участие детей в деятельности по уходу за зелеными насаждениями по украшению земли, по благоустройству территории школы, дома, улицы; акты милосердия и т.д.

Богатый материал для ознакомления с жизнью общества, с делами сверстников дает чтение детских газет и журналов, основное назначение этой работы — дать информацию об общественных событиях, событиях культурной жизни, сформировать интерес к происходящему в мире, расширить кругозор детей за счет более широкого охвата современного состояния общества. В школе накоплен интересный опыт ознакомления детей с пе­риодической печатью. Это устный журнал, пресс-турнир, тур­нир стран и континентов, презентация (реклама) газет и жур­налов, "В гостях у газеты (журнала)", "По страницам газет и журналов" и др.

Сегодня все начинают осознавать, что необходимо возрож­дение национального духа в сознании детей. Надо помочь детям узнать прошлое, то, что было зачеркнуто или забыто. Им нуж­ны дела и события, позволяющие понять себя самих, найти то, что нас всех объединяет и делает народом. Надо помочь детям вспомнить, увидеть все значительные символы памяти, располо­женные на землях, где они живут, где стоит школа. Здесь уместны формы групповой работы, знакомящие с национальными тради­циями, культурой, духовными ценностями русского народа.

Современное состояние природы, ухудшение жизни людей, ужасающая экологическая обстановка диктуют необходимость организации познавательной и практической деятельности детей в природе как средства экологического воспитания. В процессе этой деятельности мы формируем у детей целостное представление о природном и социальном окружении как среде жизни челове­ка, воспитываем эстетическое и нравственное отношение к при­роде, умение вести себя в природе.

Непременным условием организации подобной деятельнос­ти будет активное участие детей в практической заботе о приро­де, в решении местных экологических проблем, в наведении чис­тоты и порядка в окружающей среде (дворе, подъезде, улице, школе).

Таким образом, все виды социально-ориентационной дея­тельности направлены на формирование отношения к обществу, Родине, природе, человеку как высшей ценности на земле.

Практика современной школы богата разнообразием яр­ких форм рассматриваемой деятельности. Все они призваны концентрировать внимание детей на социальном значении происходящего, высвечивая социально-культурную ценность конкретных объектов мира, формируя умения взаи­модействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

К формам социально-ориентационной деятельности мож­но отнести социально-гуманистические операции: "Радость людям", "Милосердие", "Салют, Победа!", "Забота", "Сюрп­риз ветеранам", "Память сердца"; праздники: "День Консти­туции", "С чего начинается Родина", "Вечорки", "День рож­дения страны" и др.; беседы о правах ребенка, о национальных традициях и обычаях; коллективные творческие дела: "Стра­ницы истории родного края", "Новогодний калейдоскоп", "Цве­тик-семицветик", "Войди в природу другом", "Поиск наруши­телей законов природы"; деловые игры: "Бартер и торговля", "День самоуправления", "Экономический блиц-турнир" и др.

 

 

Ценностно-ориентировочная деятельность

Одной из труднейших задач воспитания является форми­рование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ори­ентиров, таких, как Истина, Добро, Красота, нравственные ценности: любовь к близким, терпимость, справедливость и многие другие. Воспитание отношения к этим ценностям и со­ставляет сущность ценностно-ориентировочной деятельности. Организуя данную деятельность, мы ориентируем детей преж­де всего на гуманистические ценности.

Ценностно-ориентировочная деятельность затрагивает рациональную и эмоциональную стороны отношения: воздей­ствует на разум и возбуждает чувства, непосредственные эмо­циональные состояния. Ценности приобретают не только об­щественный, по и личностный смысл.

Ценностно-ориентировочная деятельность носит разли­той характер: она присутствует и в учебной деятельности, и в общественной, и в свободном общении, и в других видах дея­тельности. Ее назначение — создавать определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать внутреннюю по­зицию личности по отношению к высшим ценностям. Отсюда ее содержанием будут наивысшие ценности общества: чело­век, труд, красота, Родина, истина и т.д.

Разнообразные формы ценностно-ориентировочной деятель­ности дают эмоционально окрашенную информацию о высших ценностях. Информация может содержать элементы диалога, дис­куссии, наталкивать на собственные размышления о сути ценно­стей. Формы практической деятельности (операция "Сувенир", "Праздник школы", "Праздник семьи", "Праздник урожая", со­здание книги "Кто я?", "Путешествие по городу Добрых волшеб­ников" и др.) помогают вычленить объект отношения, встать на сторону добра, ориентируясь на социально ценные отношения.

Ценностно-ориентировочная деятельность присутствует различным образом во всех групповых делах через оценки.Аргументация педагогических требований, раскрытие смысла и ценности норм этики обращена к достоинству уче­ника и направлена на осознание того, что действия и поступ­ки детей небезразличны для других людей, что человек — выcшая ценность, что требования педагога — не каприз, не прихоть, а естественная необходимость. Например, дисциплина — это ус­ловие достижения наилучших результатов деятельности; плохая работа — это неуважение к самому себе, к своему труду; культура поведения, речи, общения - средство создания в классе теплой дружеской атмосферы, в которой легко учиться и работать.

Ценностно-ориентировочная деятельность присутствует там, где обсуждение в группе успешности работы и течения жизни производятся с позиции Добра, Истины, Красоты.

Ценностно-ориентировочная деятельность дает возмож­ность ребенку взглянуть на самого себя, на своих товарищей, свою семью, объективно оценить свои взаимоотношения с ок­ружающими.

Ценностно-ориентировочная деятельность прежде всего обращена к личности ребенка, его достоинству. Ребенок дол­жен чувствовать персональное внимание к себе, то внимание, когда его объединяют со старшими, уважают, относятся как к равному, как к личности.

Новая педагогическая позиция отношения к личности школьника как субъекту жизни вывела педагогическую прак­тику на ряд простых форм групповой деятельности, которые позволяют развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как чер­ты личности.

 

 

 

Детскийправовой сайт Академия последипломного образованияГомельский городской исполнительный комитет